Роль Державної інспекції з експлуатації електричних станцій і мереж в організації протиаварійної роботи в галузі
Роль Государственной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей в организации противоаварийной работы в отрасли
В 1939 году в составе Наркомата электрических станций была создана Главная инспекция по эксплуатации электрических станций и сетей, основная задача которой состояла в осуществлении контроля за соблюдением требований впервые введенных Правил технической эксплуатации (ПТЭ). Необходимость создания такого органа была обусловлена крайне ненадежной работой энергетического хозяйства в условиях стремительного развития энергетической отрасли согласно плану ГОЭЛРО и Госинспекция справилась с возложенными на нее функциями.
На протяжении последующих лет название инспекции, ее место в составе энергетической отрасли постоянно менялись и трансформировались задачи, возложенные на нее. Оставались неизменными требования к высокой квалификации и ответственности персонала инспекции. У истоков Госинспекции (еще в составе СССР) были такие известные энергетики, которые работали в разных регионах Украины, как Кушниренко К.З, Ванштейн С.Л., Кононенко А.Ф., Ба-хирев М.И., Козарян А.А., Ткачук А.А., Зуев В.М., Голов В.В., Нечай М.И., Кравченко Ф.П., Горбачевский В.В., Сидорашко И.И., Черкасов И. И., Сухин А.А., Солодов А.Ф., Саенко А.П., Бочечко С.М., Ерисов В.М., Бурдин С.Я., Ольшевский А.М., Тычук П.К. , Кузьменко Ю.И., Шелоханов А.Н., Главацкий Я.П., Студент В.М., Астахов Е.Б., Старинец Ю.П., Карпов Б.П., Стратович Д.Ф. и др.
В шестидесятые годы прошлого века началось ускоренное развитие энергосистем, строительство электростанций, массовое внедрение нового энергетического оборудования, включение сельских электросетей в состав энергосистем, что резко снизило надежность и привело к росту аварийности. Для осуществления профессионального специализированного технического надзора по всем разделам эксплуатации за энергетическими предприятиями, энергосистемами и энергообъединениями, диспетчерскими управлениями, электростанциями, электрическими и тепловыми сетями, проектными, ремонтными, наладочными, строительно - монтажными и другими организациями электроэнергетики распоряжением Совета Министров СССР и приказом Минэнерго СССР от 05.09.1979 года № 238 на территории СССР было создано десять зональных органов Государственной инспекции по эксплуатации электростанций и сетей, в том числе в Киеве был организован Зональный орган Юга Госинспекции, который осуществлял технический надзор за эксплуатацией энергетических предприятий и организаций Украины и Молдовы, контроль за выполнением решений и указаний Минэнерго по повышению надежности работы электроэнергетических систем, обобщение и распространение опыта противоаварийной работы в отрасли.
После распада СССР Зональный орган Юга был преобразован в Государственную инспекцию по эксплуатации объектов Минэнерго Украины. В августе 1993 года Государственная инспекция по эксплуатации объектов Минэнерго Украины была переименована в «Энерготехнадзор Минэнерго Украины» с сохранением статуса юридического лица. В декабре 1993 года с целью усиления противоаварийной работы в отрасли, обеспечения координации деятельности органов диспетчерского управления и технического надзора за эксплуатацией электростанций и сетей, направленной на повышение уровня оперативно - диспетчерской и технологической дисциплины приказом Минэнерго Украины от 24.12.1993 года № 197 Энерготехнадзор Минэнерго Украины был включен в состав НДЦ Украины с оперативным подчинением руководству Минэнерго Украины.
В 1999 году в соответствии с Законом Украины «Об электроэнергетике» и постановления Кабинета Министров Украины от 15 февраля 1999 года № 189 «Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора в электроэнергетике» Энерготехнадзор был реорганизован в Государственную инспекцию по эксплуатации электрических станций и сетей.
Во время реструктуризации отрасли вместо прежних вертикально-интегрированных производственных энергетических предприятий (ПЭО) были созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности. В энергетике Украины в значительной мере ослабли, или даже нарушились методологические и информационные связи между отдельными предприятиями, регионами и специалистами, которые создавались раньше благодаря централизации производства и оперативного управления в бывших ПЭО.
В этих условиях Госинспекция остается одной из немногочисленных организаций, специфика задач и работы, которой позволяет поддерживать обозначенные связи. Поэтому Госинспекция распространяет, как положительный опыт эксплуатации, так и опыт расследования технологических нарушений, информирует энергетиков о характерных или опасных недостатках и упущениях эксплуатации. За годы с 1991 по 2014г. центральным аппаратом и региональными группами Госинспекции издано 165 информационных писем и сообщений по указанным вопросам (подготовлены и изданы Госинспекцией «Информационные и аналитические материалы Госинспекции за 1991-2009г.г.»)
Современное общество сегодня находится в полной зависимости от стабильности поставок электроэнергии, которая стала важнейшей составляющей жизнеобеспечения и среды обитания людей в целом. Крупные аварии в данной области по масштабам ущерба могут быть причислены к наиболее разрушительным видам бедствий, наносящим удар по национальной экономике и безопасности людей. Противоаварийная работа в электроэнергеткие была и является важным аспектом энергетической безопасности страны в связи с большой социальной значимостью электроэнергии, являющейся одной из основ жизнеобеспечения общества и поддержания производственной деятельности.
Государственная инспекция по эксплуатации электростанций и сетей, которой в ноябре 2014 года исполнилось 75 лет со дня создания, обеспечивала и обеспечивает решение задач по повышению «живучести» ОЭС Украины, тепловых и атомных электростанций, эффективной работы средств противоаварийной автоматики, готовности электростанций и энергосистем к развороту с «нуля» после теоретически возможной «особой» системной аварии в ОЭС Украины.
В период 1991-2014г.г. в ОЭС Украины произошел ряд серьезных технологических нарушений. Однако за все эти годы удалось не допустить возникновения «особой» системной аварии в энергетике Украины, подобной авариям в Казахстане, США-Канаде, странах Западной Европы и РАО ЕЭС России, в т.ч. 04.11.2006г. в ОЭС Западной Европы «UCTE». По представлению Госинспекции на основании анализа этих аварий и проведенных проверок надежности работы ОЭС Украины был инициирован ряд важных решений с целью повышения надежности ОЭС Украины, в том числе по вопросам разработки основополагающих мероприятий по повышению надежности работы ОЭС Украины и предотвращению системных аварий.
Госинспекцией установлен действенный контроль за организацией расследования технологических нарушений. Проведение полноценного анализа и качественного расследования каждого технологического нарушения позволяет выявить первопричины их возникновения и развития, а также разработать комплекс необходимых противоаварийных мероприятий для предотвращения их повторения, а систематизация и анализ результатов расследования аналогичных технологических нарушений на других объектах - определить системные мероприятия для включения в программы развития и производственные программы организаций электроэнергетики, направленные на повышение надежности функционирования ОЭС Украины и отдельных объектов электроэнергетики.
Работники Госинспекции непосредственно участвуют в расследовании резонансных технологических нарушений, выступая при этом не только как члены комиссии, но и как эксперты, которые готовы предоставлять конкретные предложения и предлагать противоаварийные мероприятия, привлекая для этого специалистов заводов - производителей, а также других специалистов и науку.
Именно таким образом выглядела работа Госинспекции при расследовании таких известных технологических нарушений, как гололедно-ветровая авария в конце 2000 года, погашение Южной части ОЭС Украины в 1996 и 2001 годах, обесточение потребителей Крымского полуострова в 2010, 2011 и 2013 годах, повреждения основного энергетического оборудования на многих объектах електроенергетики.
Под постоянным надзором Госинспекции находится ход подготовки энергопредприятий отрасли к осенне-зимнему периоду, грозовому сезону, работе в условиях высоких температур внешней среды, прохождению паводка с выявлением «узких мест» и аварийных очагов и контролем за их устранением для успешного прохождения в экстремальных условия.
Государственная инспекция по эксплуатации электрических станций и сетей постоянно занимается совершенствованием нормативной базы отрасли, которая является основой безопасной и надежной эксплуатации энергетического оборудования.
Только за период 1991-2014р.р. Государственная инспекция принимала активное участие в разработке целого ряда нормативных документов, в том числе:
- Нормативных актов по организации государственного регулирования в энергетике Украины (Правил ОРЭ, условий лицензирования);
- Проекта Закона Украины «Об электроэнергетике», а также изменений и дополнений к данному Закону;
- Постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора в электроэнергетике», а также изменений и дополнений к данному постановлению;
- первых «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей» независимой Украины и Пособия по изучению этих Правил;
- Правил взаимоотношений между Государственным предприятием НЭК «Укрэнерго» и субъектами (объектами) электроэнергетики в условиях параллельной работы в составе Объединенной энергетической системы Украины
- Положения об организации противоаварийной работы в Минэнерго Украины;
- Всех редакций «Положения о порядке оценки готовности объектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период»;
- Всех редакций «Инструкции о расследовании и учете технологических нарушений на объектах электроэнергетики и в Объединенной энергетической системы Украины»;
- Всех редакций «Положение о специальной подготовке и обучении по вопросам технической эксплуатации объектов электроэнергетики»;
- «Инструкции по ликвидации аварий в электрической части электростанций и энергосистемах»;
- «Методических указаний по вопросам регулирования частоты и мощности» и др.;
Государственная инспекция принимала непосредственное участие в разработке ежеквартальных "Обзоров технологических нарушений в электроэнергетике Украины" и годового обзора "Аварийность на объектах электроэнергетики Украины ". Материалы о технологических нарушениях, которые являются одним из важных источников технической информации, позволяли выявить недостатки эксплуатации, конструктивные и проектные недоработки, повысить качество и надежность работы оборудования, усовершенствовать проектные решения и тем самым предотвращать возникновение аналогичных технологических нарушений. К сожалению, с 2007 года выпуск этих обзоров был прекращен. В настоящее время Госинспекция подала свои предложения в Минэнергоуголь и инициирует разработку автоматизированной системы учета и анализа технологических нарушений в работе электростанций, сетей и энергосистем с возобновлением выпуска обзоров аварийности.
В связи с реструктуризацией отрасли и изменением законодательства Украины давно назрела необходимость пересмотра «Положения об организации противоаварийной работы в Минэнерго Украины» (1996 года выпуска) и Госинспекция инициировала еще в 2004 году его пересмотр, подготовила и представила свои предложения по улучшению уровня противоаварийной работы в отрасли, но по разным причинам оно не пересмотрено до сих пор.
Надежность работы ОЭС Украины определяется техническим состоянием каждого из связанных между собой единым электроэнергетическим режимом элементов - технологического оборудования, линий электропередачи, устройств релейной защиты, автоматики и связи, поддержанием постоянной готовности диспетчерского и эксплуатационного персонала к оптимальным оперативным действиям при возникновении технологических нарушений и других нештатных ситуаций
В последние годы в энергетике заметно снижение эффективности работы системы противоаварийной работы и производственного контроля. Многочисленные изменения структур предприятий, появление множества новых организаций, в условиях, когда необходимо обеспечить работоспособность непрерывного энергетического производства, привели к снижению требовательности, как со стороны руководителей энергетических организаций, так и со стороны государства, что может негативно повлиять на уровень надежности работы энергетического оборудования подключенного к объединенной энергетической системы Украины и обеспечения энергетической безопасности государства.
Задача органов государственной власти – обеспечить эффективное функционирование системы енергетики в ее нынешнем состоянии и на перспективу в целях поддержания установленных параметров качества электрической энергии, устойчивости и надежности энергоснабжения.
Для осуществления этих задач Законом Украины «Об электроэнергетике» предусмотрено осуществление центральным органом, реализующим государственную политику в электроэнергетике мониторинга за соблюдением стандартов операционной безопасности функционирования ОЭС Украины.
При этом роль организаций выполняющих мониторинг должна быть усилена, возможность оперативного обобщения и передачи информации центральному органу для принятия необходимых управленческих решений, исходящих из оценки достоверного состояния энергетических объектов, воздействие на устранение недостатков в энергопроизводстве путем переноса опыта и понуждения к выполнению противоаварийных (коректирующих) мероприятий позволят обеспечить надежное функционирование ОЭС Украины.
А.Т. Гутаревич,
начальник Государственной инспекции по эксплуатации електрических станций и сетей