Ситуація навколо теплоенергетичного комплексу Києва
Киевсовет поддержал прекращение соглашения с Киевэнерго Ахметова (ЛІГАБізнесІнформ). Депутаты Киевсовета приняли решение прекратить действие соглашения по управлению и реформированию энергетического комплекса Киева от 27 сентября 2001 г., заключенного между КГГА и компанией Киевэнерго. Соответствующее соглашение с Киевэнерго заканчивается 31 декабря 2017 г. Чтобы избежать внештатных ситуаций во время отопительного сезона решение предусматривает продление договора на четыре месяца – до 26 апреля 2018 г. включительно.
«Решение предусматривает прекращение договора, который существовал более 16 лет. Мы, наконец, должны приступить к выполнению намеченного плана по завершению сделки с Киевэнерго и возвращение имущества городской общине. Дальнейшее промедление в принятии этого решения точно не в пользу Киева, киевской общины», - заявил заместитель председателя КГГА Петр Пантелеев.
Решение предусматривает инвентаризацию имущества с последующим возвращением его городской общине. Речь идет о двух ТЭЦ, более 3 тыс. тепловых пунктов, 2,6 тыс. км сетей, 200 котельных, а также мусоросжигательном заводе «Энергия» – всего свыше 90 тыс. объектов. Решение поддержали 62 депутата из 120.
«Розлучення» по-київськи (Віталій Княжанський «День») 2015 року КМДА, із залученням експертів, зокрема Ernst&Young, провела технічний, фінансовий і правовий аудит відносин з «Київенерго». У результаті було вирішено повернути теплоенергетичний комплекс у муніципальне управління з подальшим вивченням питання його передання операторові на конкурсних принципах.
Один з підписантів цієї угоди колишній генеральний директор, а нині голова наглядової ради «Київенерго» Іван Плачков на вигляд через таке рішення Київради начебто не засмучений, але неабияк заклопотаний.
Плачков називає суму інвестицій, вкладених «Київенерго» в енергетичне господарство столиці (1 мільярд гривень). Звісно, була й велика праця багатотисячного колективу. Але, як і депутати Київради, екс-міністр енергетики вважає, що угода, підписана ним 2001 року, не відповідає сучасним умовам і алгоритмам відносин між «Київенерго» як оператором енергокомплексу столиці і міською громадою. «Їх треба міняти, переводити на конкурентну й концесійну основу», — говорить він і детально перераховує все, що треба буде зробити.
«Цю роботу, щоб встигнути до 27 квітня, слід було б проводити вже сьогодні», — впевнений топ-менеджер.
Він також говорить, що необхідно розробити справедливі інвестиційні умови, які дозволять і «Київенерго», разом з іншими претендентами, взяти участь у конкурсі на визначення нового енергооператора столиці. Плачков навіть не сумнівається, що «Київенерго» його виграє. Проте, на його думку, це буде можливим лише в тому випадку, якщо відповідна діяльність стане прибутковою.
Без «Київенерго» (Валентин Ольшанський, «Хрещатик»). Київрада прийняла рішення про розірвання угоди з акціонерною енергетичною компанією.
Станет ли соглашение с финской Fortum удачей для Киева (Михаил Багинский, «Деловая столица»). Финская компания работает в Финляндии, Норвегии, Швеции, Дании, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, России и Индии.
Контрольный пакет акций Fortum принадлежит финскому правительству. Компания ежегодно ставит перед собой цели и отчитывается по целому ряду экологических и социальных показателей – от снижения выбросов углекислого газа в атмосферу или повышения энергоэффективности и до снижения уровня травматизма среди сотрудников.
При этом у компании уже есть весьма успешный опыт управления энергетическими комплексами советской постройки в Челябинске и Тюмени, которые она приобрела, а не взяла в аренду за бесценок, в 2008 г.
С того времени Fortum инвестировала в Россию более 2 млрд евро, за девять лет построив восемь новых энергоблоков, закончив советский долгострой - Няганскую ГРЭС - и построив ветропарк в Ульяновской области.
Понятно, что эти инвестиции в конечном счете оплачивают потребители электро- и теплоэнергии, однако благодаря постоянной работе и привлечению долгосрочных кредитов эта нагрузка оказалась "размазанной" во времени и резких скачков тарифов, не наблюдалось.
В Киеве задачи будут как минимум не меньше. Необходимо наладить эффективное управление энергетическим комплексом огромного города, привлечь инвестиции в модернизацию теплосетей, заняться повышением энергоэффективности, модернизировать тепловое хозяйство и снизить производственные затраты. Власти полагают, что это позволит в дальнейшем повлиять на тарифы в сторону снижения. Перспектива, безусловно, приятная, но учитывая необходимость масштабных инвестиций в модернизацию, перед снжением в далеком будущем тарифы, очевидно, будут повышены и не раз.
Наверное, киевской власти стоит, избавившись от арендатора и отобрав… ТЭЦ не заниматься конкурсом, а сделать все для того, чтобы к нам пришла респектабельная финская компания с огромным опытом строительства и управления всеми видами электростанций, включая атомные, в 10 странах мира.
Впрочем, и руководству города, и самим киевлянам необходимо понимать, что вопрос не только в дешевизне тарифов. Современному городу, а тем более столице необходим мощный и эффективный энергетический комплекс. Кто бы ни управлял компанией, а централизованное отопление, электроснабжение хотелось бы сохранить и через 10, и через 15 лет, а платить за эти блага цивилизации, кроме потребителей, то бишь киевлян, некому. В конечном счете за все заплатит потребитель, и вопрос только в том, чтобы получить качественную услугу за свои деньги и иметь возможность жить в современном городе со светом, теплом и всеми достижениями цивилизации.